ЕАЭС: единый рынок - новые правила для инвестора?

Принимая решение о запуске проекта, инвестор анализирует множество факторов, которые будут оказывать влияние на его финансовую эффективность. Для крупных инвестиционных проектов важнейшую роль играет выбор юрисдикции, учитывающей все возможные преференции и присущие ей трудности. Современные вызовы требуют от евразийской интеграции сформулировать общее конкурентоспособное предложение для инвесторов. Конкуренция юрисдикций — проблема или благо? Отвечает ли действующая нормативно-правовая база Евразийского союза требованиям инвесторов? Поможет ли реализация совместных крупных проектов сформировать общие правила и способствовать привлечению капитала?

Итоги дискуссии

Общий рынок — это устойчивые условия для экономического развития стран участниц Евразийского экономического союза. Для успешного существования этого рынка необходимо гармонизировать национальные законодательства в финансовой сфере. Создавать единые процедуры надзора за деятельностью участников финансового рынка, а также обратить внимание на взаимное признание лицензий. Для инвесторов остается не ясным и то, какие функции выходят на наднациональный уровень, а какие остаются в руках национальных правительств, не хватает транспорентных и предсказуемых правил игры.

Пример Евросоюза может быть полезен странам ЕАЭС, поскольку Европа уже прошла по этому пути. Увеличение интеграции между членами союза - это очень медленный процесс. В Европейском союзе до сих пор нет единой политики по многим важным вопросам. Пройдет 10-20 лет прежде чем странам Евразийского союза удастся «почувствовать» друг друга и начать вырабатывать действительно эффективные решения. На данный момент, участники дискуссии склонны полагать, что к единой политике в ЕАЭС вероятно не удастся прийти.

Конкуренция юрисдикций за инвестора, с развитием интеграционных процессов будет сохраняться. В связи с чем выявление и устранение препятствий для бизнеса на внутренних рынках союза остается одним из основных направлений деятельности.

В целом, инвестиционный климат в странах союза имеет хорошие показатели. Мы поднимаемся в рейтинге благоприятности условий видения бизнеса «Дуин бизнес». Россия занимает сороковое место, против восьмидесятого, несколькими годами ранее. Однако формальное улучшение рейтинга не приводит к увеличению потока инвестиций. Но, показатели прямых инвестиций между странами ЕАЭС увеличиваются. То же самое в торговле, сокращается товарооборот с внешним миром, но между странами союза такого явного сокращения нет. И это в некоторой степени оптимистичные показатели.

Базовым проектом Евразийского экономического союза может стать проект высокоскоростной магистрали Пекин-Москва. Россия, как самая крупная экономика в союзе, благодаря подобному флагманскому проекту, могла бы всколыхнуть инвестиционный рынок ЕАЭС. Магистраль общей протяжностью 7 тысяч километров презентована в 2015 году. 2300 км на территории Китая на данный момент уже построено. При участии поднебесной будет спроектирован участок Москва-Казань. Магистраль пройдет так же через Урал и Сибирь, Казахстан и Монголию. Таким образом происходит не только реализация транспортной задачи но еще и появляется инвестиционные проекты которые поддерживают многие задачи.

Основные моменты дискуссии, мнения, цитаты участников:
По данным РСПП, на сегодняшний день в рамках ЕАЭС существует более чем 200 инвестиционных проектов с объемом взаимных накопленных инвестиций не менее 1 млн долл. США каждый и более чем 300 проектов с небольшими инвестициями.
Формальное улучшение позиций в Doing Business не приводит к тому, что инвестиции идут в наши страны.
Товары, которые критичны к срокам поставки и перевозки, позволяют нам сформировать новую идеологию со сроком поставки из Европы и Азии в 3 дня.
У нас нет единой промышленной политики. Итальянцы, австрийцы, немцы — мы все конкуренты сейчас!
Я считаю, что единой промышленной политики в Евразийском союзе не будет, но требуется согласованная политика государств, направленная на исключение создания избыточных производственных мощностей в ключевых отраслях, что может привести к негативным последствиям на рынке и даже к банкротству отдельных предприятий. Мне кажется, что все-таки согласованная промышленная политика в рамках ЕАЭС подлежит серьезному осмыслению и обсуждению. (Текст: В. Саламатов, все выделения курсивом принадлежат редакции. — Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс)


Сессии на тему
Аналитика на тему
Доклад ЕАЭС о достижении целей устойчивого развития
Доклад о мировых инвестициях 2016