Инфраструктурная ипотека: государственно-частное партнерство 2.0

Для устойчивого роста российской экономики инвестиции в развитие инфраструктуры, по международным оценкам, должны быть увеличены более чем вдвое — до 4,4—5,4 трлн рублей ежегодно. В условиях сокращения бюджетного финансирования инфраструктуры важно стимулировать приток частных инвестиций в эту сферу, для чего Минэкономразвития России по инициативе Президента разработало программу «Инфраструктурная ипотека». Она предусматривает совершенствование действующих схем государственно-частного партнерства и создание принципиально нового механизма привлечения инвестиций, меры по созданию более комфортных и прозрачных правил и гарантий для инфраструктурных инвесторов, развитию механизмов предпроектного финансирования и др. Будут ли предложенные меры действенными? Каких результатов позволят достичь? Достаточны они для решения проблем неразвитости инфраструктуры? Что еще нужно сделать для «инфраструктурного прорыва»?
Трансляция
Ключевые выводы
  • Инфраструктура играет ключевую роль для развития страны

    "Инфраструктура для нашей страны — вопрос существования.", — Медведев Дмитрий, Председатель Правительства Российской Федерации.

    "Инфраструктурные проекты — более 40% всех инвестиций РФПИ. Мы <…> дополняем банки, предоставляя акционерный капитал.", — Дмитриев Кирилл, Генеральный директор, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).

    "Востребованность увидели по итогам прошлого года, объем погрузки ожидали менее 1%, он был более 3,2%, в январе — 3,5%. Уже в конце прошлого года начали испытывать недостаток инфраструктуры.", — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

    "Без расширения объема инфраструктуры мы не справимся с той задачей, которую перед нами ставит правительство.", — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

  • Транспортная отрасль — драйвер экономики

    "По объему инвестиций транспортный комплекс — одна из лидирующих отраслей экономики. В прошлом году объем инвестиций составил порядка 1,8 трлн рублей, примерно 2% от валового продукта и более 11% всех инвестиций в экономику.", — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

    "Транспорт является драйвером <…> катализатором других отраслей <…> и мультипликатором. <…> Один рубль, вложенный в транспорт, привносит в экономику дополнительно 5-6 рублей.", — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

Проблемы
  • Нехватка инвестиций для развития инфраструктуры

    "Инвестиции в дороги, в инфраструктуру нужно делать, в долгосрочной перспективе это сокращение расходов на образование, здравоохранение и т. д.", — Воскресенский Станислав, Временно исполняющий обязанности губернатора Ивановской области.

    "Структура инвестиций такова, что почти ровно 50% приходится именно на внебюджетные источники, то есть транспорт как отрасль достаточно привлекателен для инвесторов. Но даже этого объема не хватает.", — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

    "Триллионы рублей. 10, даже 15 трлн требуется, чтобы <…> ликвидировать так называемые "бутылочные горлышки" <…> Период инвестирования — 5-6 лет.", — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

    "Мне кажется, 10-15 трлн — только на железнодорожное хозяйство.", — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

    "Мы подготовили проект программы до 2025 г. Мы изначально заложили туда более 7,5 трлн рублей инвестиционных средств <…> Но все деньги мы сами проинвестировать не можем.", — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

  • Не задействованы крупные объемы средств

    "В экономике накоплен <…> большой резерв небанковских инвестиций, которые пока "спят". Это средства негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, частных инвесторов.", — Костин Андрей, Президент — председатель правления, член наблюдательного совета, член комитета по стратегии и корпоративному управлению, Банк ВТБ (ПАО).

Решения
  • Для развития инфраструктуры нужны новые механизмы привлечения инвестиций

    "Надо вовлекать деньги частных инвесторов, негосударственных пенсионных фондов. Надо правила менять. Участие государства <…> необходимо.", — Медведев Дмитрий, Председатель Правительства Российской Федерации.

    "При той бюджетной парадигме, что существует сегодня <…> решить все инфраструктурные проблемы абсолютно невозможно. Нужно включать новые механизмы, новые инструменты.", — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

    "Одними из основных инструментов для дополнительного привлечения внебюджетных инвестиций могут быть механизмы концессий, государственно-частного партнерства.", — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

    "Механизм концессий нужно расширять. Инфраструктурная ипотека будет очень серьезным рывком <…> позволит вкладываться и получать доход.", — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

    "Три предложения: важно создать новые механизмы финансирования предпроектной стадии, разработать метод рекомендаций с едиными подходами и сделать современную программу для участников проектов. Необходимо расширение доступа к механизму регионов <…> которые в большинстве не могут реализовать инфраструктурные проекты <…> за счет собственных средств.", — Дюмин Алексей, Губернатор Тульской области.

    "Участие государства для финансовых и правовых гарантий необходимо, чтобы ставить вопрос об активном вовлечении негосударственных источников. Участие государства формирует необходимый уровень доверия <…> и снимает ряд объективных регуляторных ограничений.", — Костин Андрей, Президент — председатель правления, член наблюдательного совета, член комитета по стратегии и корпоративному управлению, Банк ВТБ (ПАО).

    "Я хотел бы поддержать идею Фонда развития инфраструктуры, который <…> должен стать центральным элементом механизма инфраструктурной ипотеки. <…> В случае запуска <…> функция софинансирования проекта будет сочетаться с привлечением средств за счет выпуска облигаций Фонда под госгарантии. Такой формат <…> способен дать мультипликатор, по нашим подсчетам, на 1 рубль государственных денег до 8-10 рублей привлеченных инвестиций. Если размеры Фонда будут, как обещалось, до 300 млрд <…> можно будет собрать до 3 трлн инвестиций.", — Костин Андрей, Президент — председатель правления, член наблюдательного совета, член комитета по стратегии и корпоративному управлению, Банк ВТБ (ПАО).

  • Надо пользоваться сложившимися условиями для развития инфраструктурной ипотеки

    "Этой идеи не могло бы быть, если бы у нас не было сбалансированного бюджета <…> низкой инфляции, это то, что позволяет занимать на более длинный период и по более низким ставкам", — Орешкин Максим, Министр экономического развития Российской Федерации.

    "Ипотека станет эффективным механизмом развития и углубления собственного финансового рынка, что очень актуально <…> в связи с санкциями.", — Костин Андрей, Президент — председатель правления, член наблюдательного совета, член комитета по стратегии и корпоративному управлению, Банк ВТБ (ПАО).

  • Требуется усиление взаимодействия профильных ведомств по инфраструктурной ипотеке

    "Мои коллеги сказали: очень много расхождений в позиции ведомств. Могут не договориться. Коллеги, надо по этой теме договориться. <…> У нас будущего не существует, если не будет развития инфраструктуры. Прошу в недельный срок внести мне окончательную версию (по механизму инфраструктурной ипотеки, — ред.).", — Медведев Дмитрий, Председатель Правительства Российской Федерации.

Сессии на тему
Аналитика на тему