Инвестирование в туризм: привлекательные сегменты отрасли, подготовка к ЧМ-2018

Туриндустрия — перспективная сфера инвестиционных вложений. Один рубль, инвестированный в туризм, способен принести до пяти рублей дохода. В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» реализуется большое количество инвестпроектов, связанных с созданием туристско-рекреационных и автотуристских кластеров. Субъекты Российской Федерации также реализуют собственные инвестиционные инициативы. В 2018 году Россия принимает Чемпионат мира по футболу. Подготовка к этому важному спортивному событию предопределяет новые вызовы и новые возможности инвестиционного характера. Какие сегменты туристской отрасли сегодня наиболее перспективны, какие факторы предопределяют их инвестиционную привлекательность? Каковы особенности промышленного, круизного, этнографического и других видов туризма с точки зрения инвестирования? Какова роль внутреннего и въездного туризма в инвестиционной привлекательности региона? Что даст проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года с точки зрения инвестиционного развития отрасли и как обеспечить эффективное использование «чемпионатского наследия» после завершения матчей?
Трансляция
Ключевые выводы
  • Туризм — драйвер развития мировой экономики

    "Инвестиции в туризм являются очень привлекательными. Подтверждением этого является статистика <…> В прошлом году темп роста туристской индустрии в мире составил 7% <…> Мы с вами живём в постиндустриальном обществе, активно развиваются цифровые технологии, социальные сети, их капитализация растёт гигантскими, очень быстрыми темпами. Почему? Да потому что основа всех этих процессов и социальных сетей — это впечатления, мысли, чувства, ощущения, воспоминания. Что является контентом все этого? Ответ очевиден — это туризм", — Сафонов Олег, Руководитель, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

    "Ещё раз хотелось повторить вот этот тезис — именно туризм выступает драйвером, локомотивом развития мировой экономики <…> Вклад туризма в ВВП — 3,49%. В среднем в мире, в тех странах, которые активно развивают туризм, — порядка 10%. <…> Если мы сравним 2000 г. и 2017 г., наши граждане стали в два раза больше путешествовать, выезжая за рубеж, по итогам 2017 г. — 38 млн. Если мы говорим о количестве путешествующих по нашей стране, тут даже не будем сравнивать с 2000 годом, возьмём и сравним с 2013 годом — рост на 75%", — Сафонов Олег, Руководитель, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

  • Въездной туризм в Россию имеет большую перспективу

    "Мы видим большую перспективу с точки зрения развития въездного туризма в нашу страну. Мне представляется, это серьёзная для нас перспектива развития туристической отрасли. В 2015 году мы впервые вошли в десятку самых популярных стран с точки зрения путешествий в нашу страну <…> но мы считаем, что потенциал нашей страны абсолютно в этом плане не раскрыт", — Сафонов Олег, Руководитель, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

    "Я думаю, что значительно возрастет въездной туристский поток в нашу страну. Это объясняется тем, что в этом году у нас проходит ЧМ по футболу <…> Я предполагаю, что въездной турпоток значительно увеличится, на 5-10% <…> Мы ожидаем около 1,5 млн туристов из-за рубежа, которые приедут в Россию, чтобы посетить мероприятия чемпионата мира по футболу 2018", — Сафонов Олег, Руководитель, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

    "Люди летают не из-за того, что там дешёвые билеты, а они летают, чтобы что-то посмотреть. Поэтому для туризма важно развивать место, куда полетят <…> У нас ещё есть целина — это наш внутренний туризм", — Платонов Владимир, Президент, Московская торгово-промышленная палата.

    "Мы уже больше 12 лет строим город "Дружбы народов", где нет конфликта между внутренним въездным и внешним туризмом, где семьи и люди могут увидеть весь мир вместе", — Байрамов Руслан, Президент, Международный благотворительный общественный фонд «Диалог культур — единый мир».

Проблемы
  • Недостаточно эффективная маркетинговая политика

    "Я считаю, что основная борьба развернётся за впечатления, за продукт. Мне кажется, что наша основная проблема, мы не до конца можем показать товар лицом. Нужно, безусловно, создавать как дорогой, так и дешёвый продукт. Дешёвый мы, вроде как, научились продавать, особенно если у тебя есть возможность продать дёшево, а дорогой, к сожалению, ещё нет, но я уверен и знаю, что у нас есть, что продавать дорого, и люди готовы за это платить", — Олерский Виктор, Заместитель Министра транспорта Российской Федерации.

    "Есть такая проблема нашей отрасли, что, к сожалению, многие, выходя со своими продуктами, не до конца продумывают, для кого они создают. Потому что прежде чем говорить о продвижении, об инструментах, нужно чётко для себя определять целевую аудиторию", — Ткачева Ольга, аместитель гендиректора по стратегическому развитию и маркетингу ООО «Флотилия Рэдиссон Ройал».

  • Нехватка инвестиций в отрасль и подготовку кадров

    "Проблема вложения в инфраструктуру всегда имеет место в России, к сожалению, это проблема недоинвестированности. Для того, чтобы заработали все замечательные эффекты, которые заработали в Сочи или в Москве, нужны все-таки очень большие деньги", — Харитонов Сергей, Генеральный директор, АО «Корпорация развития Северного Кавказа».

    "Количество бюджетных мест, оно крайне мало и вообще, из общей массы, только 28% студентов обучается за счёт средств государственного бюджета, а остальное это частные инвестиции, т.е. человек вкладывает сам в своё образование. Стоимость обучения одного студента — она тоже крайне мала, и сложно, так сказать, что-то предпринимать по улучшению материально-технической базы, использования IT-технологий и др. современных методов обучения. <…> Возникает острая необходимость инвестиций в образование со стороны бизнес-сообщества", — Федулин Александр, Ректор, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса».

  • Проблемы с транспортной инфраструктурой

    "Безусловно, что отдых — это всегда транспорт <…> Поэтому, если есть проблемы с транспортом, я имею в виду не только цену перевозки пассажира, но и, собственно, наличие транспортных средств, проблема, к сожалению, в этом, потому что это болезнь роста <…> В этом году количество перевезённых пассажиров авиационным транспортом перевалило отметку 107 млн", — Олерский Виктор, Заместитель Министра транспорта Российской Федерации.

  • Недостаточное информационное продвижение продукта

    "Люди очень интересуются внутренним туризмом, это одни из самых популярных материалов, что в газете, что на сайте. При этом скажу ещё об одном, уровень информированности ноль. 10, 12, 15 слов, которые мы знаем про внутренний туризм, на этом заканчивается всё, даже нет нюансов", — Новиков Руслан, Генеральный директор, ЗАО «Аргументы и факты».

Решения
  • Предложение качественных и недорогих туристических продуктов

    "Часто можно слышать о том, что появление конкуренции с Турцией, с Египтом может вызвать какие-то сложности с точки зрения развития нашего туристского сектора. Абсолютно мы с этим не согласны, наоборот, мы приветствуем развитие конкуренции, более того, считаем это необходимым. Наша страна является частью мировой глобальной экономики, и мы, во-первых, должны знать и понимать те тренды, те тенденции, те продукты, которые создаются в мире; во-вторых, мы должны быть конкурентоспособными, предлагая высококачественный и недорогой туристский продукт. Естественно, для того, чтобы это сделать, мы должны активно инвестировать в туристский сектор РФ", — Сафонов Олег, Руководитель, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

  • Государственная поддержка туроператоров

    "Одна вещь, о которой государство должно серьёзно заботиться — это поощрение туроператоров. Вот смотрите, у нас турки платят за каждый чартер от 6 тыс. долларов нашему туроператору за то, что он привезёт ему самолёт наших туристов <…> Мы никому ничего не платим и, полагаю, что на это можно было бы посмотреть внимательно <…> Например, на освоение новых маршрутов, продуктов, которые только вводятся, можно было бы подумать государству, каким образом поддержать и поощрить <…> отмена НДС. Ради чего? Ради того, чтобы увеличить туристический поток внутри страны, так и за рубежом", — Катырин Сергей, Президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

  • Использование механизма государственно-частного партнёрства

    "Хостел в Москве можно за год окупить, гостиницу — 9-12 лет, а завод — это минимум 15 лет <…> Да, окупаемость, но крайне низкая маржинальность, крайне высокие риски, и без государственного частного партнёрства эту площадку не обустроить, а гостиница в поле без коммуникаций, без дороги хоть пять, хоть две звезды — она не востребована. Именно комплексный подход, именно государственное частное партнёрство — это ключ и к конкурентоспособности, и к окупаемости, и к тем инвестициям", — Барзыкин Юрий, Вице-президент, Российский союз туриндустрии.

  • Использование инвестиционных фильтров для отбора проектов

    "Низкая представленность и качество исполнения инвестиционных проектов, которые представляются в федеральную целевую программу, второе <…> необходимость инвестиционных фильтров, т.е. нужно отбирать качественные проекты <…> Третье, нужно обращать внимание, что есть так называемые тромбы, т.е. если что-то не развивается, если есть потенциал, но роста турпотока нет, значит, что-то мешает, надо это определить и бить именно туда", — Смирнова Марина, Партнер, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма, Cushman & Wakefield.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС
Сессии на тему
Аналитика на тему
Ежегодный доклад Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации (2016 год)