Власть и общество — работаем вместе! Дальний Восток как территория социальных и общественных инноваций

Привлечение населения к решению местных и региональных задач — важный ориентир для власти, поставленный Президентом России в указе № 13 «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» от 16 января 2017 года. Массовое вовлечение жителей Дальнего Востока в решение каждодневных задач регионов и городов, повышение их созидательной активности требует новых подходов в выстраивании системы местного самоуправления, отношений между властью, общественными институтами (прежде всего — социально ориентированными НКО) и активными гражданами. Основными направлениями такой работы должно стать совершенствование системы местного самоуправления; более активное вовлечение СО НКО в оказание социальных услуг и совершенствование механизмов поддержки НКО со стороны власти; выявление и поддержка активных граждан («созидателей»), деятельность которых формирует новые возможности для комфортной жизни на Дальнем Востоке, помощь им в реализации и тиражировании проектов; развитие инфраструктуры некоммерческого сектора и ее возможностей для НКО и активных граждан. Какова роль институтов гражданского общества в обеспечении опережающего развития Дальнего Востока? Как ведется работа по обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере? Поддержка активных граждан и добровольчества (волонтерства): реализация утвержденного Правительством комплекса мер и подготовленной концепции развития волонтерства? Как совершенствуются меры поддержки некоммерческого сектора и какие возможности для СО НКО и активных граждан предоставляет строящаяся сегодня инфраструктура некоммерческого сектора: ресурсные центры, центры инноваций в социальной сфере? Инициативы Фонда поддержки социальных проектов. Роль и лучшая практика университетов в развитии добровольчества, НКО и социального предпринимательства: реализация приоритетного проекта Правительства «Вузы как центры пространства инноваций». Социальные инновации, внедрение современных технологических и организационных инноваций в социальной сфере.

Итоги дискуссии

Роль социально ориентированных предпринимателей и некоммерческих организаций растет во всем мире. Дальний Восток не исключение: за последний год наблюдается положительная динамика в работе НКО, повышается их активность. Однако задачи, которые были поставлены Президентом в послании к Федеральному Собранию, требуют поиска новых подходов в отношениях между властью и обществом, создания благоприятной социальной сферы. Эффективность последней характеризуется тремя ключевыми вопросами: создает ли социальная сфера благоприятную среду для жизни? Повышает ли вовлеченность населения? Обеспечивает ли потребности новых поколений?

В глобальном рейтинге талантов GTCI Россия занимает лишь 81-е место по привлекательности и 107-е по созданию возможностей для талантов. Исследования экспертов говорят о том, что дефицит высококвалифицированных кадров в России к 2025 году составит более 190 миллионов человек. Социальная сфера — один из ключевых инструментов создания благоприятной среды для притока высококвалифицированных кадров. Для развития самой социальной сферы необходимо уменьшать дистанцию между властью и обществом. Бизнес-сообщество в этом плане отмечает общемировые положительные тенденции. Работа на благо общества становится важной и престижной. Поколение миллениалов ждет от своего труда гораздо больше, чем просто стабильная заработная плата, люди все больше склонны выбирать социально значимые профессии. Именно поэтому необходимо создавать новые возможности для вовлечения населения.

Одна из основных задач — вовлечение некоммерческих организаций в процессы развития регионов Дальнего Востока; например, организации третьего сектора могли бы помочь в реализации программы «Дальневосточный гектар». Некоммерческие организации могли бы на местах помогать гражданам создавать населенные пункты, оформлять документы на получение статуса нового населенного пункта, документы по обустройству инфраструктуры.

Необходимо разработать эффективные инструменты поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе и нефинансовые. Следить за тем, чтобы качество работы постоянно улучшалось, как и компетенции сотрудников. Все это должно положительно повлиять на развитие некоммерческих организаций и привлечение их на рынок социальных услуг.

От ресурсных центров ожидают многое, роль их постоянно усиливается, поэтому было принято решение на втором конкурсе президентских грантов рассматривать в приоритетном порядке проекты инфраструктурного развития некоммерческих организаций.


Основные моменты дискуссии, мнения, цитаты участников:
Мы считаем, что наше агентство, какие-то институты развития должны создавать площадки, какие-то онлайн-решения, какие-то ресурсные базы, депозитарий знаний, чтобы НКО могли это все использовать, брать и уже делать свою работу.  
Мы видим, что в развитии Дальнего Востока, на следующем этапе, именно качество социальной среды, неотъемлемым компонентом которой являются некоммерческие организации, было таким фокусом значимым.  
Мы понимаем, что без некоммерческого сектора, без социального предпринимательства нам реализовать политику опережающего развития Дальнего Востока нельзя.  
Я, честно говоря, считаю, что университет сам по себе — это по духу некоммерческая организация, и поэтому на него так много надежд направляет общество.
Во многих университетах есть такое направление — «бизнес с человеческим лицом». <…> Это и есть некоммерческий сектор, потребность в благотворительности. <…> Это наша с вами задача — сформулировать вот по результатам этой сессии и обратиться к министру образования, с тем чтобы это было системно введено в наши образовательные программы.
Поколение миллениалов гораздо больше ждут от своего труда, <…>  гораздо больше, чем стабильная заработная плата.
Нам нужно формировать здоровое общество, здоровый диалог между обществом и властью; и, конечно, негосударственный сектор — он является основным здесь.  
Мне кажется, очень важно, когда мы говорим о развитии некоммерческого сектора, общественных организаций, именно вовлекать межсекторное взаимодействие наряду с НКО, также и бизнес. Очень масштабные программы корпоративно-социальной ответственности реализуют наши крупные компании, и здесь потенциал трехстороннего партнерства может быть очень результативен.
Трансляция
Сессии на тему
Аналитика на тему
Иностранные туристы в России. Предпочтения активных путешественников Китая, Японии, Южной Кореи, Великобритании и Германии
Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации в 2016 году