Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 130 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 70 странах мира.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
16.10.2020

Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета»

Московский международный рейтинг вузов — академический рейтинг, который впервые оценивает все три ключевые миссии университета, а именно образование, науку и взаимодействие с обществом. Рейтинг использует целый ряд новых критериев, рассчитываемых по объективным данным, и исключает субъективные репутационные опросы.

Формирование рейтинга инициировано Российским Союзом ректоров в соответствии с поручением Президента России В. В. Путина. Оператор рейтинга — Ассоциация составителей рейтингов, рэнкингов и иных оценок эффективности (АСР), членами которой являются ведущие рейтинговые и исследовательские центры. Проект осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Поддержку проекта осуществляет компания Clarivate Analytics, являющаяся поставщиком данных и метрик из InCites и Global Institutional Profiles Project (GIPP).

В 2020 году рейтинг «Три миссии университета» охватил все университеты, позиционирующиеся на международном поле высшего образования. В топ-1500 рейтинга вошли университеты из 97 стран мира.

Лидеры отечественной высшей школы улучшили положение в топ-100: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова занял 21-е место, поднявшись за год на одну позицию, Санкт-Петербургский государственный университет занял 40-е место против 41-го места годом ранее, а МФТИ поднялся сразу на пять мест и расположился на 46-й позиции.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

В топ-30 по критерию «Образование» вошли 13 вузов из Европы (в том числе МГУ им. М. В. Ломоносова) и 13 из США, еще два из Китая и по одному из Японии и Гонконга.

Среди европейских университетов наилучшие образовательные результаты показали Кембридж, École Polytechnique (Франция) и МГУ им. М. В. Ломоносова (Россия), а из североамериканских университетов наиболее высокую оценку получили MIT и Гарвард.

Американские вузы из рейтинга лучше финансируются: на одного студента приходится в 3,6 раза больше средств, чем на одного обучающегося в топовых университетах Европы. В то же время наиболее явное преимущество Старого Света — кадровая обеспеченность университетов. Так, в лучших европейских вузах на одного студента приходится 0,22 сотрудника, а в США — 0,19. Кроме того, студенты из Европы де-факто более конкурентоспособны: они выступают на престижных международных олимпиадах в 3,8 раза успешнее своих американских сверстников.

Еще четыре лучших вуза из топ-30 субрейтинга «Образование» находятся в Азии — это Shanghai Jiao Tong University (университет Цзяотун в Шанхае) и Peking University (университет Пекина; оба — Китай), University of Tokyo (Япония) и The Chinese University of Hong Kong (Гонконг).

Уровень образования зависит от соотношения количества студентов и преподавателей. В России на одного преподавателя приходится 9 студентов, столько же в Германии и Китае. Это чуть лучше, чем в Великобритании (11 студентов на одного сотрудника), но хуже, чем в Америке. Там на одного преподавателя — 8 студентов.

Видео: https://roscongress.org/sessions/eksport-rossiyskogo-obrazovaniya-novye-vyzovy-i-strategiya-na-budushchee/search/#00:52:26.495

В топ-30 по науке больше всего университетов из США, Канады, Великобритании и Австралии. А среди стран, где государственный язык не английский, в тридцатку вошел один Технион — израильский технологический университет в городе Хайфа.

Ведущие позиции университетов США в субрейтинге «Наука» базируются на двух факторах — это объем финансирования научно-исследовательских работ, а также цитирование публикаций. Так, американские вузы привлекают на научные исследования в 2,2 раза больше средств, чем немецкие вузы, и в 2,5 больше, чем японские, а отрыв от университетов Великобритании еще более заметен — США превосходят конкурентов из этой страны в 3,9 раза. Среди двухсот лучших вузов по нормализованной цитируемости научных публикаций США представлены 65 университетами, тогда как следующая за Штатами Великобритания — лишь 27 университетами. В целом научные публикации американских вузов — участников рейтинга цитируются в среднем в 1,3 раза лучше среднемирового уровня.

Россия улучшает свои позиции: в прошлом году в топ-100 по науке не было ни одного отечественного вуза, в этом году туда вошел МГУ им. М. В. Ломоносова и занял 100-е место.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-rossiyskoe-obrazovanie-globalnaya-konkurentosposobnost-i-eksportnyy-potentsial/search/#01:03:43.615

В топ-30 по критерию «Университет и общество» вошли вузы из США, Канады, Мексики, Бразилии, России, Великобритании, Японии, Китая, Гонконга, Тайваня и Австралии.

Результаты оценки «третьей миссии» университетов в 2020 году претерпели значительные изменения по сравнению с 2019 годом. Во-первых, в систему показателей рейтинга впервые был включен критерий «Транспарентность», измеряющий информационную открытость университетов. Во-вторых, группа критериев «Университет и общество» стала первой, на чьей оценке уже сказалась пандемия. В свою очередь, группы «Образование» и «Наука» еще не успели отреагировать на внезапные ограничения из-за коронавируса (например, показатели академической мобильности поступают в рейтинги с задержкой, т. е. носят ретроспективный характер).

Критерий, на который пандемия оказала наибольшее влияние, — размер интернет- аудитории сайта вуза. Всего за год этот параметр драматично снизился: среднемировой показатель упал с 0,054 до 0,037 в расчете на один вуз (измеряется в промилле от мировой интернет-аудитории). Очень заметным стало падение посещаемости в странах, считающихся наиболее привлекательными для иностранных студентов, — Великобритании (—46%), Швейцарии (—41%), Австралии (—23%). В США падение составило 36%, а единственным значительно нарастившим аудиторию университетом стал John Hopkins University.

При этом интерес к онлайн-образованию вырос. Количество открытых онлайн-курсов, которые вузы размещают на крупнейших глобальных платформах, за год выросло с 3,5 до 5,3 в среднем по участникам рейтинга. При этом Россия увеличила число курсов на 77%, США — на 71%.

Видео: https://roscongress.org/sessions/plan-deystviy-po-uluchsheniyu-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-rossii/search/#01:01:01.311

Россия достойно смотрится на мировом фоне. К активам отечественных вузов причисляют качество образования, обеспеченность студентов научно-педагогическими кадрами, а также уровень развития коммуникаций между университетами и обществом.

По обеспеченности студентов научно-педагогическими кадрами российские вузы не уступают немецким и китайским университетам и превосходят по этому показателю Великобританию (на одного обучающегося в вузах России, Германии и Китая приходится 0,11 сотрудника, в Великобритании — 0,09).

Показатели, относящиеся к «третьей миссии», стали в 2020 году важным подспорьем для роста российских вузов в рейтинге 2020 года. Наибольшего прогресса Россия достигла по двум показателям — количеству массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и размеру интернет-аудитории сайтов.

Всего за год прирост количества МООК на платформах Coursera и edX у российских вузов составил 77%. Наибольший вклад в увеличение представленности российских вузов внесли НИУ ВШЭ, СПбГУ и МФТИ. При этом размещает курсы на упомянутых американских платформах только каждый восьмой российский вуз (11,9%). Этот показатель практически идентичен среднемировому (11,8%).

Неожиданно динамичный рост в 2020 году российские вузы продемонстрировали по критерию, значение которого почти во всех странах мира снизилось. Это показатель «Размер интернет-аудитории сайта», определяемый по данным Alexa, авторитетного источника в области веб-аналитики. Так, в 2020 году аудитория сайтов российских вузов выросла на 69%, что явилось беспрецедентным результатом на фоне общемировой тенденции к сокращению аудитории сайтов университетов.

Видео: https://roscongress.org/sessions/universitetskoe-obrazovanie-v-menyayushchemsya-mire/search/#01:13:29.599

Рейтинг позволил объективно оценить конкурентные позиции российского образования, выявить его преимущества и недостатки.

По объемам финансирования российские вузы уступают зарубежным конкурентам: на одного студента в России приходится в 4 раза меньше средств, чем в США, и в 2 раза меньше, чем в Китае.

По сравнению с рейтингом прошлого года соотношение научно-педагогический работник (НПР) / студент в среднем по России снизилось, что является следствием государственной политики по оптимизации кадров в образовательной сфере. Снижение обеспеченности студентов преподавателями — тревожный сигнал для отечественной высшей школы. Если наблюдаемая динамика сохранится, то возможно снижение позиций России в академических рейтингах.

С научной миссией российские вузы справляются менее успешно, чем с образовательной. Согласно базе Web of Science Core Collection, цитируемость российских вузов в 2,5 раза меньше, чем у университетов стран — лидеров по этому параметру. Это результат за четырехлетний период, во время которого государство активно понуждало университеты наращивать количество публикаций в престижных зарубежных изданиях и добиваться высокой цитируемости научных работ. Однако мирового успеха Россия здесь не достигла: в пересчете на одну предметную область показатель нормализованной цитируемости в среднем по России составил 0,48, тогда как у США — 1,21, у Канады — 1,24.

В плане развития коммуникаций университета и общества России также есть еще над чем работать: так, по активности в соцсетях российские вузы сегодня могут быть отнесены к аутсайдерам. Среднее количество подписчиков в социальных сетях у российских участников рейтинга составляет всего 30 тыс. человек, тогда как среднее значение по всему рейтингу — 183 тыс. подписчиков.

Видео: https://roscongress.org/sessions/eksport-rossiyskogo-obrazovaniya-novye-vyzovy-i-strategiya-na-budushchee/search/#00:52:26.495

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Образование, FriendsforLeadership и Цифровизация, посвященных развитию образования, а также реализации молодежной политики.


Аналитика на тему