Cоциально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, спортивных, общественных мероприятий и событий в области культуры

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, спортивных, общественных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 2500 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 122 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Экспертное мнение
10.04.2020

Новая жизнь без Lamborghini: как Россия останется без итальянского импорта

Владимир Саламатов

Генеральный директор, Исследовательский центр Международная торговля и интеграция; профессор МГИМО; председатель Комитета Делового совета ЕАЭС по торгово-экономическому сотрудничеству с КНР и другими приоритетными торговыми партнерами

Появление в мировой экономике «черного лебедя» пандемии COVID-19 в первую очередь ударило по цепочкам поставок продукции и создало серьезные риски для всех участников логистического рынка, включая производителей. Италия является третьей по величине экономикой ЕС, глубоко интегрированной в мировые производственные процессы. На данный момент более 70% производств в Италии закрыты на карантин, а пропускная способность транспортной инфраструктуры сократилась примерно на 75%. Исходя из этой говорящей статистики, можно с уверенностью прогнозировать, что карантинные меры в Италии непосредственно скажутся на организации и объемах поставок из Италии в третьи страны, в том числе и в Россию.

Россия — пятый по величине торговый партнер Италии по стоимостному объему экспортированной продукции в 2019 году (исключая экспорт в страны-члены ЕС) после США, Швейцарии, Китая и Турции. Согласно данным International Trade Center (ITC), в 2019 году экспорт Италии в Россию составил $8,8 млрд. В основном Италия экспортирует в Россию иммунные сыворотки и фракции; мебель; краны, клапаны и вентили; обувь; лекарственные средства; машины и промышленное оборудование; одежду; механические устройства; виноградные вина; части и принадлежности моторных транспортных средств; насосы; турбореактивные двигатели; чемоданы и сумки, и т. д.

С точки зрения транспортировки, экспортные потоки Италии в Россию (по данным Eurostat) критически зависят от автомобильного транспорта: на него приходится более 70% общего стоимостного объема поставок. Следом идет воздушный, морской и железнодорожный транспорт. Из-за ограниченной пропускной способности инфраструктуры многие транспортные операторы повышают ставки на грузоперевозки, что создает дополнительные барьеры для торговли между Италией и Россией. Однако железнодорожное транспортное сообщение внутри ЕС и с третьими странами кажется наиболее надежным на фоне остальных видов транспорта, так как оно продолжает функционировать. Те грузоотправители, которые не успели подстроиться к новым реалиям транспортного рынка и перейти на отгрузку продукции по железной дороге, будут наиболее подвержены рискам.

Однако в первую очередь поставки будут нарушены из-за приостановки производства в Италии. Согласно данным Индекса менеджеров по закупкам (PMI) на 1 апреля 2020 года, производственная активность в Италии сократилась на 17,2% по сравнению с 2 марта 2020 года. Крупнейший итальянский производитель электронных и электромеханических компонентов для автомобилей MTA приостановил работу своих производственных площадок, в первую очередь в Кодоньо, а в результате приостановили свою деятельность и компании FCA Mirafiori, Cassino, Melfi и Sevel, Renault, BMW и Peugeot. Заводы итальянских производителей Lamborghini, Ducati также будут простаивать.

Снижение производственных мощностей в Италии оказывает косвенное влияние на импорт России автомобилей и других товаров из других европейских стран, так как экономики стран-членов ЕС тесно взаимосвязаны цепочками добавленной стоимости. Ford Motor остановил производство в Валенсии, Кельне, Крайове, Зарлуи. Volkswagen также закрыл свои заводы в Германии, Словакии, Испании и Португалии. Airbus приостановил производство и сборку на своих заводах во Франции и Испании.

Из-за коронавируса с проблемами могут столкнуться потребители итальянских деликатесов, парфюмерии и вина — главной товарной позиции в структуре продовольственного импорта России из Италии (вино составляет 3,4% стоимостного объема импорта России из Италии в 2019 году). В Италии проходит крупнейшая международная выставка косметической промышленности Cosmoprof Bologna, но в 2020 году дата ее проведения была перенесена на июнь. Стоит отметить, что к настоящему времени поставки в целом не прекратились, а имеющихся запасов товаров хватит до начала лета.

Трудности с поставками из Италии также уже испытывают продавцы обуви и сантехники. Часть ассортимента итальянской сантехники уже не доступна потребителям. Участники рынка прогнозируют, что на замену временно выбывшим позициям придет аналогичная продукция российского производства.

Гораздо более серьезная проблема связана с поставками медикаментов и фармпрепаратов. По итогам 2019 года в структуре импорта России из Италии лидировали именно фармацевтические товары (9,1% стоимостного объема импорта России из Италии), в первую очередь — алкалоидные лекарственные средства (к ним относятся, например, антиаритмические, противокашлевые, противоопухолевые, сосудорасширяющие, противомалярийные препараты): на эту товарную позицию приходилось 5,4% стоимостного объема российского импорта из Италии. На втором месте — лекарственные средства, содержащие антибиотики: 1,2% стоимостного объема российского импорта из Италии. Общий объем импорта итальянской фармацевтической продукции и ингредиентов по итогам 2019 года составил около $1 млрд.

Вероятнее всего, в связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой и обусловленным ею высоким внутренним спросом объем поставок таких товаров в Россию из Италии в ближайшее время сократится. Согласно данным RNC Pharma, на текущий момент с проблемами поставок в основном сталкиваются компании, производящие противовирусные препараты, в частности, это касается и отечественного «Арбидола». При этом некоторые участники российского рынка заявляют, что имеют запасы фармацевтических препаратов, объем которых позволит продержаться без импортных поставок несколько месяцев. Поэтому в ближайшее время нет оснований ожидать дефицита лекарств на российском рынке.

Принимая во внимание важность торговли с Италией для России, экономикам обеих стран предстоит пройти процесс адаптации к произошедшим изменениям. На текущий момент в полной мере оценить влияние пандемии на объемы торговли Италии с Россией не представляется возможным из-за отсутствия новых статистических данных, однако российским компаниям уже сейчас необходимо оценивать возникающие риски и разрабатывать меры по борьбе с похожими явлениями в будущем.




Аналитика на тему